Гора является символом духовного роста, мудрости, самореализации. Также изображение горного пика или горного хребта может трактоваться как знак близости к Богу, означать единение души с высшим Абсолютом.
Пейзажи с преобладанием неба (в том числе с облаками, закатами или рассветами) также олицетворяют собой божественное начало, близость к Макрокосму.
Лес представляет собой царство природы. Умиротворенное место, где вольготно растениям и животным, где все существует согласно Божьему замыслу.
Бескрайняя водная гладь (море или океан) символизирует вечность. Море на надгробии также способно олицетворять жизнь человека. Например, если умерший прожил яркую и бурную жизнь, пейзаж на его могиле может быть с волнами или даже со штормом, а если его жизнь была тихой и спокойной, логичнее изображать на памятнике полный штиль.
Равнина, луг, степь или любое другое большое открытое пространство – знак свободы, неограниченных возможностей, больших горизонтов. Такая картина при отсутствии ярких доминант также может выражать скорбь и одиночество живых в отсутствии умершего.
Картины с дорогой, к которой склоняются деревья, это символ пути, пройденного человеком от рождения до смерти.
Урбанистические пейзажи все еще редки на надгробных плитах. Однако их наличие может свидетельствовать о том, что умерший был новатором, человеком XXI века.
Пейзажи на надгробии могут дополняться определенными деталями или акцентами. На могиле водителя можно поместить дорогу с едущим по ней автомобилем, на могиле моряка – море с кораблем.
Нередко семьи умерших заказывают для гравировки на надгробиях пейзажи, присущие различным сезонам года и хотя черно-белые картины на граните не слишком хорошо способны показать разницу между летом, осенью и весной, эти пейзажи получаются достаточно живыми и символическими.
Весну и лето изображают на могилах молодых людей. Весна также ассоциируется с женственностью, красотой, нежностью.
Осень и зима – символы людей старшего поколения, которые почти завершили природный цикл, прожили богатую и разнообразную жизнь.
Кроме прочего, в нашей стране распространена практика изображения на надгробных памятниках времен года, любимых умершими.
Места массового захоронения людей всегда были окутаны мистическим ореолом, с ними связывались...